Консультация для педагогов
«Организация
совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Яковенко Н.П., старший
воспитатель, первая квалификационная категория
На мгновение включим фантазию и
представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо
говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду:
играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До
свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не
обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет
ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы,
то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали.
А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там
все сказано!» Согласитесь, картина
получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей есть единые
задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми,
жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с
родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют
все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять
новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная
задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и
семьей.
Практика показывает, что эффективной
является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например,
коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие
мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход.
А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия
с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители
учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть
ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со
сверстниками, педагогами.
К сожалению, грустная картина, которая была нарисована
вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с
родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в
организации общения много: это и непонимание родителями важности режима
детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в
семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так
же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного
характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и
пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество,
стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы
общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному,
«душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт,
наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать
право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным,
если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах,
если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в
организации общения?
Конечно воспитателю. Чтобы выстроить
его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах
воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог
должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в
успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров,
единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная
компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».Какого
же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
В
содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки
l Готовность к непрерывному
профессиональному совершенствованию в области общения с родителями
воспитанников
l Осознание собственных ошибок
и трудностей в организации общения с родителями
l Установка на доверительное и
безоценочное взаимодействие с родителями
l Выдержка, тактичность,
наблюдательность, уважительность...
Знания (содержательный
компонент
l о семье
l об особенностях семейного
воспитания
l о специфике взаимодействия
общественного и семейного воспитания
l о методах изучения семьи
l о современных формах
организации общения
l о методах активизации родителей.
Умения и
навыки (деятельностный компонент)
l Умение преодолевать
психологические барьеры общения
l Владение методами изучения
семьи
l Умение прогнозировать
результаты развития ребенка в семье
l Умение ориентироваться в
информации
l Умение конструировать программу
деятельности с родителями
l Умение организовать
традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
l Коммуникативные умения и
навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;
предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в
общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Нарисуем портрет педагога с высоким
уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями
воспитанников
Портрет
педагога
l Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере
общения с родителями
l Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль
педагога как их «помощника»
l Стремится к активному и содержательному общению с родителями с
целью оказания им помощи в воспитании детей
l Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
l В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность,
другие профессионально значимые качества.
l Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения
семьи и образовательных потребностей родителей.
l Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные
потребности) при организации общения с ними.
l Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы
активизации родителей.
l Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями,
понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы
общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают
затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем
виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят,
чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда
хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно
другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но
и в себе. Вывод однозначный: над
профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно
постоянно работать.
Примерный
кодекс общения:
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в
общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь
положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать
пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим
своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Педагогу в работе с семьей и в
психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в
которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся
равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении
всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в
ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» -
представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с
которым поделиться, не опасаясь осуждения.
|