Консультация для родителей
« Ваш ребенок 4 – 5 лет ».
Воспитатель:
Тимралинова Г.У., первая квалификационная категория
Кругозор ребенка 4 – 5 лет расширяется не только в ходе
практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем
дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать
им не только художественную, но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов
ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется
животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы
об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п.
Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других
людей.
Четырехлетний ребенок часто
задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи
явлений и прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется,
его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких
зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные
объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда
достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на
вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг
с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение
всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную
информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения.
Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол
кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос:
"Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все
рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна
не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый
критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое
"приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем
возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою
деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в
ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет
обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного
описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца,
события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин,
посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и
задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то
время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного,
созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям
сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного
качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть
работает воображение детей.
В сказках даны эталонные
представления о добре и зле. Такие представления становятся основой
формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В
сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их
распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы,
браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в
"волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя
эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более
психически вынослив, что связано и с
возрастающей физической выносливостью. В целом четырехлетка - жизнерадостный
человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится
интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним
играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется
тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с
девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это
обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового
партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и
только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы
становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья - те,
с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей
полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его
участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами
дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты
не хочешь есть суп? А я тебя буду
ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть,
навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том,
что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих
ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель
и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".
Четырехлетние дети обожают
путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и
знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие
походы и "пикники". Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий.
Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки
природы. Выходите, если есть возможность к реке или пруду, наблюдайте жизнь его
обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите
"экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на
почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к
буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не
следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением
должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности
малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому
возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и
неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка,
а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом,
"пожадничал", он должен сам понять это, но, ни в коем случае не обобщайте, не называйте
его жадным.
|