Консультация
для родителей
«Роль и место народного фольклора в
разных режимных моментах в домашней
обстановке».
Яковенко Н.П.,
старший воспитатель первая квалификационная категория
В течение
многих веков прибаутки, потешки, приговорки являются областью народного
творчества. Народный фольклор хранит древние традиции, обычаи, основные
принципы взаимоотношений человека с человеком, природой, миром в целом,
передает энергию жизни от поколения к поколению, мудрость, любовь.
Детский
фольклор - особая область. С его помощью взрослый легко устанавливает с
ребенком эмоциональный контакт. Ребенку раннего возраста могут быть не понятны
многие слова из речи взрослого, но он чувствует качество энергии слов. Потешки,
приговорки, прибаутки создавались с целью передачи определенных отношений,
ощущений, чувств. Говорить с ребенком на уровне ощущений и чувств - значит
говорить с ним на языке детства. Незатейливые по содержанию и простые по форме
- таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Богатство
фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют
ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Ребенок впитывает правила
поведения, принятые в человеческом сообществе. Почему «этому пальчику» сорока -
белобока каши не дала? Потому что он дров не рубил, печку не топил, воду не
носил. Фольклор содержит простые истины человеческого существования.
Знакомство
с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову и
народным обычаям, развивает речь и обогащает знания и природе. Эмоциональное
взаимодействие, которое происходит во время игры, телесный контакт матери и
ребенка создают базу для доверительного отношения с миром. Это тот
эмоциональный фундамент, на который ребенок будет опираться в будущем в те
минуты жизни, когда будет трудно.
Сочетание
потешек с телесно-ориентированными играми помогает ребенку распознавать свое
тело, обучаться управлять им, контролировать процессы, происходящие в нем,
бережно относится к нему. Соотношение возникающих ощущений от телесной игры с
энергией эмоций от потешек позволяет ребенку учиться распознавать различные
ощущения в своем теле, придавать им символическое значение, облекать их в
слова. Так посредством стимуляции тела ребенок постепенно обучается
распознавать стимулы своего тела, расширяет свой внутренний мир, обогащает его
новыми впечатлениями.
ИГРЫ-ПОТЕШКИ
Топочет, топочет по саду косолапый мишка,
(по ладошке ребенка постучать пальчиками)
Один шажок, другой шажок
И пощекочет под мышкой.
Кружит, кружит по саду косолапый мишка,
(на другой ладошке рисовать круги).
Один кружок, другой кружок
* * *
На зеленом, на лугу
стоит чашка творогу, (сложить ладошки чашечкой) Прилетели две тетери,
поклевали, (поклевать ладошку) улетели.
Шу, на головку сели.
* * *
На поляне дом стоит.
(сложить руки домиком).
Ну а к дому путь
закрыт.
Мы ворота открываем
(широко развести руки)
И всех в гости приглашаем.
( зазывать гостей)
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в
кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли
пальчики гулять.
(разгибать по одному
пальчику)
Этот пальчик побежал,
этот пальчик побежал,
Этот пальчик побежал,
этот пальчик побежал,
Ну а этот поскакал.
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в
кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли
пальчики гулять.
Этот пальчик в лес
пошел, этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел, ну
а этот лишь смотрел
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в
кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли
пальчики гулять.
Этот пальчик дедушка,
этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа, этот
пальчик мама.
А этот маленький
пальчик - Я.
(то же самое можно приговаривать,
перебирая
пальчики на ножках) |