МДОУ детский сад "Солнышко" п.Спасский

Меню сайта
Категории
Методическая копилка [42]
Сотрудничество с семьей [35]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Методическая копилка

"Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников"
  Консультация для педагогов

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Яковенко Н.П., старший воспитатель, первая квалификационная категория

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь,  картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

К сожалению,  грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом,  равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки

l  Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

 

l  Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

 

l  Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

 

l  Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

                   Знания (содержательный компонент

l  о семье

l  об особенностях семейного воспитания

l  о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

l  о методах изучения семьи

l  о современных формах организации общения

l  о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

l  Умение преодолевать психологические барьеры общения

l  Владение методами изучения семьи

l  Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

l  Умение ориентироваться в информации

l  Умение конструировать программу деятельности с родителями

l  Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

l  Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников

Портрет педагога

l  Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

l  Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

l  Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

l  Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

l  В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

l  Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

l  Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

l  Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

l  Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно,  должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Примерный кодекс общения:

1.     Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

 

2.     Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

 

3.     Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

 

4.     Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

 

5.     Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

 

6.     В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Nastya (05.02.2014)
Просмотров: 1902 | Рейтинг: 0.0/0
Праздник дня
Для Вас, родители!
Prezentacii.com
Погода
Поиск по сайту

МДОУ детский сад "Солнышко" п.Спасский © 2024
Конструктор сайтов - uCoz