МДОУ детский сад "Солнышко" п.Спасский

Меню сайта
Категории
Методическая копилка [42]
Сотрудничество с семьей [35]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Методическая копилка

Консультация для педагогов: "Предметно - игровая среда детского сада как развивающая среда"

Консультация для педагогов:

Предметно - игровая среда детского сада как развивающая среда.

Воспитатель:Здунова Е.Н.

   Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою «вторую жизнь» в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.

Так, предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

 •для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

 •четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

 •в отношениях детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

 •в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

Младшие группы. Возраст от 2 до 4 лет-это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения. Не советуем часто перестав­лять оборудование в младших группах, лучше тщательно спла­нировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной дея­тельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основ­ной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная дея­тельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстро­ты реакции, увертливости. Поэтому пространственная органи­зация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей пере­движения. Для стимулирования двигательной активности же­лательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, плас­тиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боко­винах.

   Предметы, игрушки, их изображения должны со­ответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям ре­альным животным. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно под­бирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аро­мат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шеро­ховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пласти­ковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, ко­робки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из упот­ребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом — далеко не самый важ­ный показатель ее полезности.

Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Напри­мер, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлет­них детей уже можно использовать игрушки, отражающие ре­альную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор.

  Необходимо разме­щать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (спе­циальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие ко­робки. Для ре­бенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстра­ивать пространство по своему желанию. Эти материалы привле­кательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

  Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале

  Средняя группа детского сада. Предметно-прост­ранственная среда для детей этого возраста имеет своеоб­разие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яр­кое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведе­ния и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего до­школьного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять не­которые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообраз­ными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро пере­возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Вследствие этого предметно-пространственная сре­да организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2—4 че­ловека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким обра­зом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физ­культурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках, «тропы» прокладывать там, где дети не поме­шают другим играющим.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявля­ют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше?)

В игровых наборах для средней группы должны быть куклы раз­ных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, со­бачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посу­ды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необ­ходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет при­менение в игре и будет способствовать развитию игровых за­мыслов и творчества.

Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей: оклеить кукольную комнату обоями, сделать «продук­ты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

Важно, чтобы у ребенка всегда была возмож­ность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется со­ставлять на видное место, чтобы ребенок мог достать. Примерно 15% игр должны быть предна­значены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

B среде группы надо использо­вать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите мар­шруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в ок­руге; придумайте с детьми, как обозначить детскую поликли­нику, канцелярский магазин, «детский мир». Чаще обращай­тесь к этой схеме, выясните: для кого из детей путь в детский сад длиннее всех, для кого короче; кто живет выше всех, кто ниже всех; кто из детей живет в одном доме и т.д.

  Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняет­ся его психологическая позиция: он впервые начинает ощу­щать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддер­жать это его ощущение такой организацией среды, при кото­рой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитате­лю следует чаще привлекать старших дошкольников к органи­зации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по по­воду предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объ­единяться подгруппами по общим интересам. Центр констру­ирования и искусства (в нем находятся материалы для изо­бразительной деятельности и ручного труда), центр игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), центр природы и экспериментирования, математическая игротек;), центр грамотности (включающий книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) — вот основной перечет, таких центров..

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных. Целесообразно выделить в группе учебную зону. Это впоследствии поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

  Старших дошкольников привлекает возможность измене­ния внешнего вида — имиджа. Для этого можно внести в группу специальные краски (грим), парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей (шляпы, галстуки, длинные пышные юбки, солнцезащитные очки, шаль, Обязательно в группе должна быть игротека для самосто­ятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидак­тические, развивающие и логико-математические игры, на­правленные на развитие логического действия сравнения, ло­гических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики можно рекомендовать игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия» и т. п

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. На ковролине с помощью длинных лент можно выкладывать сетки кроссвордов и крепить здесь же листок с картинкой.

  Для старших дошкольников расширяются возможности по­знания родного края, страны. Внесите в группу герб своего го­рода, края, герб и флаг страны. Сделайте вместе с детьми газету о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. Отметьте на карте края, города эти места, напишите рядом имена детей. Повесьте карту страны, на которой отмечено местонахождение детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить фотографии, записанные взрослыми рассказы детей об этих местах, о людях тех мест и их обычаях.

Важная задача-развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, в конце.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Nastya (20.11.2014)
Просмотров: 2044 | Рейтинг: 0.0/0
Праздник дня
Для Вас, родители!
Prezentacii.com
Погода
Поиск по сайту

МДОУ детский сад "Солнышко" п.Спасский © 2024
Конструктор сайтов - uCoz